Два «Эйнштейна» соревновались в одном сериале: победил более опытный

На телеканале Культура прошел сериал про великого физика ХХ века

Веста Боровикова

Молодой Эйнштейн в исполнении Джонни Флинна по версии режиссеров «косит» под бродягу Чарли Чаплина — усиками и сквозящим в глазах безумием. Но персонаж Чаплина – добрый и нелепый маргинал, а здесь мы имеем дело с эгоистом, который весьма успешно стряпает себе карьеру, используя для этого талант, женщин и умение шутить.

Как бы то ни было, герой на героя не тянет, зритель ему не сочувствует, а без этого хочется соскочить с сериала уже на второй серии.

Эйнштейн Флинна уныло публикует свои научные открытия, не потому что его толкает гений, а лишь затем, чтобы добиться признания у ученых светил. Светила медлят и герой начинает тосковать. Ноет, жалуется другу, плачется жене.

Где-то с пятой серии герой живет с кузиной, та сводит его с нужными людьми и – что важно! — постоянно поет ему о том, что он гений. При этом он доводит жену до безумия, и сочувствуешь именно ей, умной и несчастливой, наивно верящей в любовь и партнерство, разбившей свое сердце о сердечный лед неприятного во всех отношениях типа.

Ее, как женщину, которая положила свою жизнь, любовь и карьеру к ногам мужа, жаль. Зачем небедная умная девушка, отказывается от науки ради скучного и деспотичного эгоиста, остается загадкой.

Над ее судьбой хочется плакать, а Эйнштейна — побрить насильно и перестать на него смотреть уже после шестой серии, в которой он ставит жене ультиматум: она должна выходить из его кабинета, как только он ей об этом скажет, она приносит ему туда еду три раза в день и замолкает по первому требованию. Что в нем гениального, понять трудно, несмотря на попытки Флинна.

И только смена Джонни Флинна на Джеффри Раша, который сыграл Эйнштейна второй половины жизни, выводит сериал на принципиально иной уровень. Начинается совсем другое кино, с другим героем. Урок актерского мастерства. Тот же самый персонаж, с тем же характером, внутренним и внешним конфликтом, с той же логикой действий вдруг становится глубже, тоньше и обаятельнее. Он все так же не замечает женщины, которая живет рядом с ним, до тех пор, пока она не подходит на расстояние вытянутой руки, он все также занят только своей работой. Но Джеффри Раш заставляет героя страдать от самого себя, это видно во взгляде, и нам не остается ничего, кроме как ему посочувствовать.

Его Эйнштейн — фигура многомерная. Вместе с углублением героя интереснее становится и сюжетная линия, в которой появляются темы Третьего рейха, бегства в Америку, отчаянных попыток донести до президента США необходимость борьбы с Гитлером, потери близких и – самое страшное испытание героя — взрыв бомбы в Хиросиме, вину за которую Эйнштейн берет на себя. Как, впрочем, и пресса, которая публикует его портрет на фоне ядерного гриба.

Играть такого героя- подарок для большого актера, а Джеффри Раш большой актер, в его шкафу хранится с десяток оскаровских статуэток. И он вытаскивает сериал из категории томительных и скучных в категорию хороших.

Кроме того, он действительно сумел изобразить гения. Его Эйнштейн запомнится именно таким. С печальными глазами человека, который сумел расщепить ядро тайны этого мира. И не обрадоваться тому, что увидел в нем.

Источник: newizv.ru