В галерее на Невском проспекте открылась фотовыставка «Возрожденная из пепла»

Экспозиция посвящена возрождению уникального памятника древнерусского деревянного зодчества начала XVIII века церкви Покрова Пресвятой Богородицы на территории усадьбы «Богословка» Ленинградской области

Сегодня на площадке фонда «Петербургская летопись» открылась масштабная фотовыставка «Возрожденная из пепла». Выставка-фоторепортаж рассказывает о возрождении уникального памятника древнерусского деревянного зодчества начала XVIII века церкви Покрова Пресвятой Богородицы на территории усадьбы «Богословка» Ленинградской области.

«Скорее всего, мы сделаем серию фотовыставок, посвященных этому удивительному храму, потому что накопленный материал невозможно представить за раз. Ранее делали семь выставок «Фоторепортеры на войне», по итогам создали специальный выпуск альманаха «Фотолетопись России». Думаю, будем действовать по тому же принципу», – сказал на церемонии открытия директор международного фонда «Петербургская фотолетопись» Валерий Лозовский.

«Спасибо, Валерий Николаевич (Лозовский. – Ред.), что вы запечатлели это в фотолетописи нашего города, за то, что приложили руку к тому, чтобы это не долговечное, а деревянное простояло 3-5 веков. Вы запечатлели это чудо навсегда. Запечатлели в цифре и послали в будущее, но самое главное, приходя сюда, люди узнают об этом удивительном храме», – подчеркнул народный артист РФ Николай Буров.

По благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II при поддержке президента Российской Федерации Владимира Путина в период c 2003 по 2006 год на территории усадьбы «Богословка» Всеволожского района Ленинградской области воссоздана церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

«Это пример возрождения духовности и культуры. Идет много дискуссий о том, что мы должны сохранять свое наследие и культуру, пополнять свою духовность. Много разговоров и споров, как это сделать раньше. И вот я видел чудо, когда без лишних разговоров и эффектных мероприятий возродился храм», – сказал Юрий Лаптин, ранее занимавший пост советника по вопросам развития культуры президента РФ и занимавшийся восстановлением церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

Ранее Покровская церковь, построенная в 1708 году, которая находилась в деревне Анхимово Вытегорского погоста Олонецкой губернии (ныне – Вологодской области), сгорела в 1963 году.

План реконструкции исторического архитектурного облика православной святыни в 1955-1956 годах разработал выдающийся исследователь самобытной культуры Русского Севера, академик архитектуры, лауреат Государственной премии СССР Александр Ополовников. При воссоздании ансамбля Покровской церкви авторский надзор осуществляла Елена Ополовникова – дочь академика, профессор архитектуры и активный просветитель русского народного деревянного зодчества. План исторического облика иконостаса и интерьеров храма разработан и воссоздавался под руководством академика Академии художеств РАН Александра Крылова.

Воссоздание храма стало первым шагом для создания музея истории древней Покровской церкви и народных деревянных изделий. При сборе исторических документов храма найдены в подлиннике не только «Метрика» 1887 года, но и напечатанное для Покровской церкви в 1701 году по приказу царя Петра I Святое Евангелие, планы реконструкции и отчеты исследований и обмеров здания, проведенных Александром Ополовниковым.

Семья академика передала в будущий музей картину «Древняя Покровская церковь в Анхимово», инструменты и личные вещи Александра Ополовникова, которые он использовал при исследовании церкви. Для музея собраны макеты древних фигур христианских святых, храмов Вытегорского погоста и памятная чугунная доска 1862 года «Об отмене крепостного права в России».

Один из авторов фоторабот Александр Зубков рассказал, что впервые приехал на фотосъемку в церковь Покрова Пресвятой Богородицы в 2008 году и потом не раз возвращался, так полюбилось ему это место. При этом он отметил, что фотосъемка в храме имеет свою специфику.

«В любом храме снимать непросто, особенно в небольших храмовых помещениях. Отрадно, что с каждым годом становится все больше прихожан, но задача фотографа только усложняется. У меня было благословение на фотосъемку, скажем, я мог заходить в алтарь. Стоит отметить, что большинство прихожан реагируют на фотографа спокойно, но я считаю, что, если надеть на фотографа подрясник, люди реагировали бы еще лучше. Когда ты заходишь в алтарь в мирской одежде, на тебя иногда странно смотрят, все-таки богослужение – это довольно личный процесс. Как следствие, стараешься снимать не вплотную к человеку, чтобы не мешать ему. Снимаешь без вспышки при низкой освещенности, вспышка мешает ходу службы и убивает всю атмосферу снимка», – рассказал Александр Зубков.

Он добавил, что уходить из церкви Покрова Пресвятой Богородицы просто не хочется: «Вроде все снял, но тебя что-то держит, хочется просто постоять там, это сложно объяснить».

Выставка работает ежедневно с 12:00 до 20:00 в центре фотожурналистики «Петербургская фотолетопись» на Невском проспекте, 88. Вход свободный. Фотоработы будут доступны широкой публике до конца апреля. В общей сложности представлено около сотни работ.

Источник: spbdnevnik.ru